Реализация проекта «Океанариум для всех» стала важным шагом на пути к поставленной перед учреждением задачей – это создание инклюзивных условий для посетителей с особыми потребностями при осуществлении культурно-досуговой и просветительской деятельности в Приморском океанариуме. Старший специалист отдела просвещения Марина Маслова рассказала об особенностях работы и какие программы проводятся в рамках проекта.
Регулярно в стенах Приморского океанариума проводится ряд разнообразных просветительских мероприятий. Посетители с особыми потребностями не всегда могут в полной мере воспользоваться предложенными услугами учреждения. Эта проблема определила необходимость создания условий для комфортного, беспрепятственного просвещения и социокультурной адаптации. Исходя из этих предпосылок, специалистами был разработан проект «Океанариум для всех». Он включает в себя программу для групп «Море в ладонях», экскурсию для слепых и слабовидящих «Знакомьтесь, ластоногие» и программу для индивидуальных форм деятельности «Хрустальный мост».
Адаптированное занятие для посетителей всех возрастных категорий с нарушением зрения «Знакомьтесь, ластоногие» проходит в формате тематической экскурсии в экспозиции «Ластоногие млекопитающие». Участникам занятия предлагается подробная информация об особенностях сивучей, морских котиков и моржей с использованием тактильных моделей, природных материалов и ресурсов экспозиции.
Цель программы «Хрустальный мост» - создание благоприятной среды для оптимизаций процесса разностороннего развития и просвещения детей с особыми потребностями средствами эколого-биологической направленности.
Программа составлена с учётом соблюдения комфортного психоэмоционального режима, физических возможностей и индивидуальными особенностями детей, а также на основании следующих факторов: организационная, информационная и финансовая доступность. Деятельность в рамках программы «Хрустальный мост» может проходить в аудиториях, экспозициях и на аквастадионе Приморского океанариума.
На первом этапе участия в программе дети проходят адаптацию к пространствам океанариума и педагогу. Для этого создаётся эмоционально благоприятная атмосфера в тематически оснащённых аудиториях.
На втором этапе ребёнок погружается в деятельность, которая проходит в экспозициях океанариума, что даёт ему возможность наблюдать за живыми обитателями, использовать интерактивные панели и макеты, что само по себе стимулирует его познавательную и творческую активность.
Параллельно со вторым этапом программы идёт подключение к работе морских млекопитающих для бесконтактного и малоконтактного общения с участниками программы.
Здесь же моделируются ситуации для пробуждения мотивации ребёнка к выполнению игровых элементов с участием животных. Создаваемые условия благоприятны для эмоционального реагирования, самовыражения, способствуют развитию нравственных понятий.
Также специалист сообщила, что на сайте океанариума, в разделе «Доступный океанариум», есть презентация «Я еду в Приморский океанариум», которая подготавливает людей с особыми потребностями к комфортному посещению комплекса.
По словам Марины Масловой, уникальность программ заключается в том, что их можно адаптировать под разный возраст. В будущем планируется разработка новых возможностей для людей с особыми потребностями.
«Мы хотели бы, чтобы пребывание всех гостей в Приморском океанариуме было максимально комфортным и доступным. Специалисты, которые занимаются людьми с особыми потребностями, регулярно повышают свою квалификацию», - отметила она.