Продолжаем рассказывать о достижениях Приморского океанариума, и специалисты по дальневосточной ихтиофауне принимают эстафету у сотрудников «тропических» отделов.
Восемь лет коллектив отдела содержания гидробионтов дальневосточных морей проводит кропотливую работу — от поиска до культивирования — наиболее зрелищных видов рыб, морских беспозвоночных, водорослей и морских трав, отражающих биоразнообразие дальневосточных морей. Экспозиционные коллекции Берингова, Охотского и Японского морей демонстрируют особенности ихтиофауны каждого, но особенно впечатляет большая экспозиция «Водорослевый лес», где в толще воды медленно колышутся живые водоросли и травы.
Несомненное достижение специалистов-ихтиологов — адаптация к искусственным условиям океанариума всем хорошо знакомых промысловых видов — наваги Eleginus gracilis, минтая Gadus chalcogrammus, сельди Clupea pallasii. Несмотря на свою популярность, ранее эти рыбы не экспонировались ни в одном океанариуме мира.
Много сил сотрудники отдали созданию тематических коллекций. В одну из них они подобрали «мастеров камуфляжа» — гидробионтов, способных к мимикрии: от камбалы, чья окраска повторяет фактуру и цвет дна, до рыбы-иглы, прикидывающейся водной растительностью. Другая — объединяет морских обитателей, в чьих названиях можно услышать отголоски античных мифов: моллюск нептунея Neptunea sp., краб харибдис Charybdis japonica, морские коньки гиппокампусы Hippocampus abdominalis и другие.
Большим подарком для посетителей Приморского океанариума стал запуск контактного аквариума (тачпула), для чего специалисты подобрали и заселили в него такие виды животных, которые не представляют опасности для посетителей при тактильном контакте. В свою очередь, взаимодействие с человеком не наносит вреда и самим гидробионтам.
В отделе содержания гидробионтов дальневосточных рек и озёр со дня открытия океанариума создана внушительная коллекция, состоящая из более 60 видов пресноводной ихтиофауны, и для её пополнения организована ежегодная доставка животных из водоёмов Приморского и Хабаровского краёв. Специалисты отдела отрабатывают методы содержания и адаптируют даже такие сложные для обитания в замкнутых системах виды, как некоторые хищники (мальма Salvelinus malma, верхогляд Chanodichthys erythropterys, желтощёк Elopichtys bambusa) и планктофаги (веслонос Polyodon spathula, белый и пёстрый толстолобики Hypophthalmichthys molitrix и H. nobilis, белый амур Ctenopharyngodon idella).
Биологам удалось изменить даже пищевые предпочтения подопечных: если раньше грозные хищники (амурская щука Esox reicherti, окунь ауха Sineperca chuatsi и змееголов Channa argus) питались только живой рыбой, то сейчас с удовольствием уплетают нарезку.
В Приморском океанариуме посетители могут увидеть полный цикл развития кеты Oncorhynchus keta — от икринки до взрослой рыбы. Это стало возможным благодаря методике смолтификации - приобретению способности к жизни в морской воде - в результате чего не возникает необходимости отлавливать взрослых особей в море.
Не так давно ихтиологи получили, адаптировали и раскормили представителей нескольких байкальских видов — это байкальский омуль Coregonus migratorius, байкальский сиг C. lavaretus baikalensis и каменная широколобка Paracottus knerii. Маленькие омули уже переселились в экспозиционный корпус, а остальные ждут своей очереди.
Напомним и о беспрецедентной двухэтапной операции по транспортировке пяти огромных калуг Huso dauricus, подаренных Приморским океанариумом Анюйскому рыбоводному заводу для участия в программе воспроизводства популяции осетровых. В этом знаковом для российского рыбоводства мероприятии участвовало множество специалистов, но основная тяжесть легла на плечи сотрудников отдела: и подготовка ёмкости для транспортировки, и погрузочные работы, и сопровождение в дороге.
— Сейчас очень трудно выбрать, какое событие стало самым важным в восьмилетней истории отдела,– рассказала Анна Козьмина, начальник отдела содержания гидробионтов дальневосточных рек и озёр. – Маленьких достижений и больших успехов было немало. В первую очередь, вспоминается, конечно же, эпохальная история с калугами. А ещё — операция по спасению краснокнижной дальневосточной черепахи Pelodiscus maackii, привезённой к нам в очень тяжёлом состоянии на передержку. Мы смогли её подлечить, откормить и летом выпустить в дикую природу. Вот это вспоминать особенно приятно.