img
18.10.2024

Современные генетические методы помогают молодым учёным изучать видовое разнообразие

img

Специалисты Центра коллективного пользования «Приморский океанариум» (ЦКП) безошибочно определяют вид многощетинковых червей полихет Polychaeta методом секвенирования ДНК.

Изучение многообразия видов всегда занимало одно из центральных мест в биологической науке. Несмотря на то, что в систематике животных осталось не так много «белых пятен», учёным до сих пор удаётся открывать новые виды, особенно среди беспозвоночных. Поэтому особенно важно точно идентифицировать живые организмы, уже известные науке. И здесь классические морфологические методы (к примеру, сравнение формы надкрыльев у жуков, цвета полосок у пчёл, количества щетинок у червей и других внешних признаков) устарели и не всегда работают корректно. В то же время молекулярно-генетический анализ позволяет определить вид практически со стопроцентной вероятностью.

Среди научных трудов учёных Дальнего Востока теме морфологии беспозвоночных посвящено огромное количество публикаций, однако современные методики генетического анализа только начинают применяться и развиваться. В центре коллективного пользования «Приморский океанариум» среди других исследований проводится в том числе идентификация многощетинковых червей полихет Polychaeta путём определения нуклеотидной последовательности (секвенирования) ДНК. Специалист ЦКП Анна Мартынова рассказала о том, как это происходит.

— Объектом изучения многощетинковые черви стали практически случайно, — уточнила биолог. — Отбирая пробы для исследований на биостанции «Восток» ДВО РАН под Находкой, мы обнаружили, что там обитает много неизвестных для нас видов полихет, и решили познакомиться с ними поближе. Исследование начинается с того, что мы помещаем образцы в специальный раствор, разрушающий мембраны клеток и ядер. В образовавшемся «бульоне» ДНК нужных нам фрагментов пока не слишком много; чтобы увеличить их концентрацию, применяется метод молекулярной биологии, называемый полимеразной цепной реакцией (ПЦР). Получившийся экстракт мы промываем и помещаем в центрифугу, где в течение 25 минут при + 4°С ДНК осаждается на дне пробирок. Жидкую фазу необходимо отобрать пипеткой и слить. После трёхкратного повторения процедуры мы получаем нужные фрагменты ДНК без лишних примесей. Далее проводится ещё ряд дополнительных работ, после которых мы высушиваем пробирки и передаём на секвенирование в ННЦМБ ДВО РАН.  Через несколько дней нам отсылают результат, и на мониторе компьютера появляется цепочка из повторяющихся в разной последовательности четырёх азотистых оснований: аденин-тимин-гуанин-цитозин. Именно так выглядит универсальный код жизни. После этого остаётся лишь сверить полученную последовательность с образцами из открытой базы данных генетического банка, оценить процент схожести, и — работа завершена.

Определение видов полихет с помощью молекулярных методов — лишь небольшая часть исследований, проводящихся в ЦКП по ряду направлений.

Многощетинковые черви полихеты Polychaeta — очень разнообразный (описано уже больше 10 тысяч видов)  класс кольчатых червей, существующий на Земле с раннекембрийского периода. Они распространены повсеместно, но большинство полихет обитает в море — в грунте, у дна или в толще воды. Кроме морских, существует несколько пресноводных и наземных видов, среди которых есть и паразитические. Длина тела этих беспозвоночных варьирует от нескольких миллиметров до нескольких метров.

Полихеты играют важную роль в пищевых цепях (служат кормом для придонных рыб), а также принимают участие в очистке морской воды и переработке органики.