В пятницу, 6 октября, в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) в рамках открытия Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ старший тренер отдела по работе с морскими млекопитающими научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» Владимир Маслов прочитал лекцию о профессии тренера морских млекопитающих. Он рассказал, чем тренер отличается от дрессировщика, как им стать и об особенностях своей профессии.
По словам специалиста, главное отличие дрессировщика от тренера заключается в том, что первый в основном использует в процессе обучения животного метод «кнута и пряника», а тренер строит свою работу на заинтересованности подопечного и использует в ней только положительное подкрепление.
«Методы обучения [животных] очень схожи с методами обучения людей в школе или спортивной секции. К каждому животному нужно находить свой подход, учитывая его интеллектуальные и физические способности», - говорит Владимир Маслов.
У тренера очень тяжёлая работа, поскольку в его обязанности входит: проверка здоровья и благополучия животных, состояния бассейнов и вольеров, проведение уборки по необходимости, оценивание качества корма и его подготовка, кормление, проведение тренировок на медицинские манипуляции и на отработку навыков для представления, выступление с морскими млекопитающими и игры с ними. Кроме того, в случае болезни животного тренер может оставаться на вечерние или ночные дежурства.
Также они могут быть задействованы и в дополнительных работах: в генеральной уборке в бассейнах, вольерах, погрузо-разгрузочных работах, отлове больных животных, обучении будущих тренеров, подготовке докладов, выступлениях на конференциях.
Тренер морских млекопитающих должен обладать определёнными качествами, навыками и чертами характера, среди которых умение плавать и работать в коллективе, хорошая физическая подготовка, высокая скорость реакции и творческое мышление, любовь к животным, самообладание и терпение, преданность, самоотдача, внимательность и наблюдательность.
«Скажу сразу, что у нас в стране на тренера нигде не учат ̶ человек становится им в стенах дельфинария. Наличие биологического, ветеринарного или психологического образования у тренера в Приморском океанариуме может служить бонусом при продвижении по карьерной лестнице, но не может гарантировать его профессиональную пригодность. Настоящий тренер проявляется делом, а мы знаем много примеров среди наших коллег, когда бывшие сторожа или ребята без высшего образования стали первоклассными тренерами, а биологи с двумя высшими образованиями так и не смогли подружиться с животными», - рассказал Владимир Маслов.
Преимуществом при устройстве на работу будут спортивные достижения претендентов в области плавания, акробатики или гимнастики, потому что такие ребята раньше других кандидатов могут выйти на сцену, но не как тренеры, а как демонстраторы животных. А уже настоящему тренерскому искусству их научит время.
Тренером может стать и выпускник театральной или цирковой школы: актёрское мастерство поможет ему уверенно вести себя на сцене. Больше всего шансов на трудоустройство ̶ у кинологов или у людей с опытом работы в других дельфинариях, так как времени на их обучение понадобится не так много.
На первом этапе работы тренером в Приморском океанариуме человеку необходимо пройти испытательный срок, по окончании которого он получит должность рабочего по уходу за животными. На этом этапе он помогает тренеру в «грязной» работе, изучает животных, знакомится с необходимой литературой и наблюдает за тренировками. Только после этого кандидат может стать помощником тренера: работать с ним на тренировках и повторять все его действия.
«Удача и талант могут сыграть свою роль в становлении тренера, но чаще всего успех в этой сфере является результатом тяжелой работы, тщательного наблюдения, практики, постоянного самосовершенствования и настоящей преданности своему делу», - отметил Владимир Маслов.