Директор Научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» Ольга Шевченко, стоявшая у истоков создания службы экологического просвещения, рассказала, с какими сложностями специалисты сталкивались в период становления, как проекты для детей разного возраста стали востребованными, и поделилась планами на будущее.
С чего все начиналось, какая идея стояла при создании службы экологического просвещения?
- Просвещение в Приморском океанариуме началось раньше, чем научно-образовательный комплекс открылся для посетителей. Я начала работать в океанариуме в 2013 году. Самые первые просветительские проекты для детей уже шли. У истоков просвещения Приморского океанариума стояли такие великолепные просветители, как Лилия Кондрашова, Татьяна Черных, Наталья Мирошникова, Ольга Пермякова, и те первые разработки, сделанные специалистами тогда, до сих пор мы используем при работе с детьми.
В 2016 году после того, как Приморский океанариум открыл свои двери для посетителей, мне предложили возглавить просвещение. Тогда серьезно увеличилось количество детей, школьников, студентов, что вывело просвещение на новый качественный уровень. Наши проекты стали массовыми, востребованными и – не побоюсь этого слова – знаменитыми.
Как считаете, благодаря чему служба экологического просвещения добилась всероссийского признания, снискала множество наград, включая Орден Вернадского?
- Думаю, что для Приморского океанариума это – благоприятное стечение обстоятельств. Экологическое просвещение стало востребованным трендом во всем мире. Сейчас человечество находится на такой стадии развития сознания, что пришло понимание того, что человек может и должен жить в комфортном экологическом мире. Большинство наработок, которые у нас есть сейчас, созданы с чистого листа. Они соответствуют современным тенденциям, разработанными профессионалами, которые имеют серьезную базовую основу.
У нас есть неоспоримое преимущество – это, то что в просвещении очень много молодых ребят. Студенты ДВФУ, Дальрыбвтуза биологического направления с огромным удовольствием приходят к нам, некоторые проходили у нас практику с первого курса и сейчас уже выросли с нами в полноценных специалистов, окончили вместе с нами университет и ведут самостоятельные разработки. Будучи еще студентами-практикантами, наши сотрудники связали свою жизнь именно с экологическим просвещением. Так сложилось, что мы сумели встроиться в это востребованное направление и заинтересовать молодых.
Как нарабатывался опыт? Применяли ли вы российский и мировой опыт или строили уроки по авторским разработкам?
- Есть такой российский масштабный проект «Урок в музее», мы перенесли его на почву океанариума и это стало «Уроком в океанариуме». Наша программа полностью оригинальная, мы разработали собственные уроки. Сотрудники отдела просвещения имеют базовое биологическое образование, поэтому богатейший материал экспозиций Приморского океанариума наложился на их университетские знания и методику преподавания биологии в школе – и это превратилось в очень востребованный проект «Просветительская среда».
Один из популярных проектов – «Малышариум», в рамках которого мы работаем с детьми от трех лет. Это очень нежная аудитория, но наши сотрудники не побоялись работать с маленькими детьми. Важно чтобы ребенок в доступной и интересной форме узнал о гидробионтах, о том, какие загадки в себе несет морская природа.
В нашей копилке есть также ряд оригинальных квестов. Эта деятельность начиналась с малого и с каждым годом она продолжает развиваться. Мы стали получать заказы на наши проекты от Министерства образования Приморского края, нас просят приехать в ВДЦ «Океан» на морские смены, поступают заявки о проведении наших занятий в школах.
Собственных задумок немало, какие-то моменты мы почерпываем у коллег, с которыми встречаемся на научных конференциях. Многие начали перенимать наш опыт и наработки, например, национальный парк «Земля леопарда», музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Мы учимся, нас учат, так и получается коллаборация.
Какими качествами должны обладать специалисты службы экологического просвещения Приморского океанариума?
- Сейчас одно из требований – чтобы человек соответствовал тому направлению, которым он занимается. Он должен быть воспитанным, культурным и добрым к себе, миру и окружающим людям, безусловно любить, то чем занимается.
Работа с людьми и детьми это очень энергозатратное дело, потому что ты отдаешь частичку себя, ты хочешь, чтобы тебя поняли те, кому ты это отдаешь. Специалист должен быть уверен, что ребенок воспринимает твою информацию, становится лучше, прирастает новыми знаниями.
Обязательно высшее образование, личные натуралистические увлечения. Всё это в итоге выливается в то, что люди, которые приходят в экологическое просвещение, особенные, для которых важно сделать мир лучше и сохранить его для будущего поколения.
С каким сложностями вам приходилось справляться на пути становления службы экологического просвещения?
- Поначалу со стороны руководства было непонимание необходимости просветительской работы с детьми, нам приходилось доказывать, что это не мы такие продвинутые и мы не единственные, кто развивает такое направление. Сейчас в каждом океанариуме есть просвещение, в каждом зоопарке обязательно есть просветительские студии, это очень популярно и востребовано обществом.
Сегодня экологическое просвещение – это имидж Приморского океанариума, которым мы гордимся. С другой стороны, эта составляющая очень важна для каждого из нас, работников океанариума. Благодаря просветительской деятельности, мы понимаем, что мы не только обслуживающий персонал для гидробионтов, хотя это, безусловно, важная часть работы. Дети, посещая океанариум и наши просветительские программы, получают представление об окружающем мире. Эта работа объединяет весь коллектив Приморского океанариума, поскольку мы делаем хорошее и важное для общества дело: показываем, какой водный мир многообразный, красивый и вместе с тем очень хрупкий.
Непростым для просвещения был период коронавируса, часть работы мы перевели в онлайн-формат, но очень скучали по живому общению с детьми и посетителями, в целом.
Субъективных и объективных сложностей было немало. Самое главное, что коллектив экологического просвещения сложился, и мы, держась друг за друга, сумев наладить хорошие отношения со всеми службами научно-образовательного комплекса, уверены в том, что мы делаем востребовано.
- Как происходит взаимодействие службы экологического просвещения с другими отделами Приморского океанариума?
Наши сотрудники очень добрые и прекрасно понимают, что можно вести общение несколькими путями. Мы выбрали путь разговаривать и договариваться. Например, без водолазов невозможно показать детям, как чистится аквариум и как устроена жизнь внутри. Если бы мы оперировали должностными инструкциями, нам на просветительских занятиях не помогал бы ни один сотрудник. На уроки к детям приходят морские биологи, которые рассказывают о гидробионтах, помогают вырастить кораллы и поухаживать за животными. Наши воспитанники посещают Базу исследований морских млекопитающих, где специалисты знакомят их с ларгами и белухами. Руководитель Базы Игорь Олегович Катин заряжает детей своей любовью к ластоногим, а в свою очередь сотрудники службы экологического просвещения заражают любовью к детям своих коллег.
- Какими могут быть результаты работы службы экологического просвещения? Какие цели ставились вначале пути и как они изменились?
Цели, конечно, изменились. Мы начинали с классического подхода в просвещении, проводили экологические методические разработки, которые могли занимать полгода-год. Но сейчас время и тренды сменяются очень быстро, поэтому разработки делаются быстрее. Форматы усложнились, это уже не просто мастер-класс, а серьезные лабораторные занятия и экспериментальные работы, взаимодействие с сотрудниками институтов академии наук. Все это постепенно наращивается, идет постоянный поиск новых форматов. Хочется, с теми проектами, которые уже есть, выходить на уровень грантов и показывать наши наработки в масштабе страны. Как все будет в дальнейшем, я не знаю, но уверена, что служба будет развиваться в ногу с существующими тенденциями.
Расскажите, чего бы вам хотелось для развития службы экологического просвещения Приморского океанариума?
- Чтобы открылись границы и можно было побывать в Испании, Америке, Сингапуре и Японии, и посмотреть, как там работают специалисты с воспитанием экологического сознания детей разного возраста, какие новые форматы предлагают, чтобы это можно было положить в копилку нашего просвещения. Мечтать не вредно, но мы помним, что все придумано до нас, поэтому очень хотелось бы коллаборации с нашими сильными коллегами – музей Арсеньева, Москвариум, Московский зоопарк. Это обогащает всех, кто участвует в совместных начинаниях. Хотелось бы новых идей и больше времени, чтобы все можно было детально проработать.