Приморский океанариум, которому 3 сентября исполнилось 9 лет, по праву входит в число крупнейших океанариумов мира. Только его экспозиционная часть насчитывает 146 аквариумов, суммарный объём которых составляет 10 млн литров. Об уникальности экспозиций Приморского океанариума, о том, какие изменения в них уже происходят, а какие — планируются уже в ближайшее время, рассказал руководитель службы формирования экспозиций и учёта гидробионтов Андрей Телегин.
— Андрей Валерьевич, в чём главная особенность экспозиционной составляющей Приморского океанариума?
— При создании Приморского океанариума огромное внимание уделялось такой важной его функции, как просвещение. Комплекс создавался в структуре Российской академии наук, и это обеспечило высочайший уровень экспертизы при создании наших экспозиций. Так что, если говорить именно об образовательной и просветительской составляющих океанариума, то здесь мы находимся на самом передовом мировом уровне, а в России, безусловно, лидируем. Все экспозиции океанариума продуманы до мелочей и созданы на очень высоком уровне с научной точки зрения. Например, если говорить о первой экспозиции «Эволюция», где показано, как развивалась жизнь на Земле, то в её создание было вложено очень много ресурсов, для того чтобы грамотно, в деталях, рассказать о сложном и удивительном пути, пройденном биотой нашей планеты. Росписи и муляжи, представленные здесь, не просто красивы — они максимально точны и достоверны. Несмотря на очень быстрое развитие современной палеонтологии и изощрённость её новейших методов, наша экспозиция не теряет своей актуальности даже спустя почти десятилетие с момента её создания.
— Какие изменения происходят в экспозициях, на что делается основной упор?
— Конечно, мы регулярно вносим элементы новизны в экспозиции. Сейчас, например, подготавливаются работы по улучшению экспозиции «Микромир». Здесь появятся новые стенды и информационные материалы, а часть аквариумов будет заменена. В качестве первого шага мы разместили конические колбы с живыми планктонными водорослями разного цвета. В дальнейшем здесь появятся водоросли, тело которых, несмотря на вполне макроскопические размеры, состоит из единственной многоядерной клетки. Кроме того, мы хотим показать здесь удивительный жизненный цикл желетелых организмов — медуз и гребневиков. В начале зимы к нам приедут коллеги из китайских океанариумов, вместе с которыми мы займёмся отработкой технологии искусственного разведения гребневиков. Мало кому в мире удаётся это сделать, а в России только у нас можно увидеть этих удивительных прозрачных созданий, которые для передвижения используют «ресничный» способ, как какие-нибудь микроскопические инфузории.
Продолжается работа по зонированию аквариумов, представляющих тропические пресные воды. Если раньше в одних и тех же танках у нас могли находиться представители разных географических регионов, то сейчас мы сгруппировали виды по территориям происхождения. В частности, наш крупнейший тропический пресноводный аквариум теперь представляет фауну реки Меконг.
В продолжении разговора об изменениях в экспонировании желетелых организмов я бы хотел отметить, что разводные мощности океанариума увеличены в несколько раз. У нас представлены как тепловодные, так и холодноводные виды. Если раньше, по объективным причинам (продолжительность жизни медуз невелика, а восполнять дефицит удавалось не всегда), некоторые экспозиционные аквариумы могли пустовать, то сейчас медузы представлены в них постоянно. В ближайших планах – сделать более внушительной коллекцию дальневосточных видов, а именно — представителей Японского моря.
Также мы продолжаем работать над техническим усовершенствование экспозиции: боремся с появлением конденсата на стёклах аквариумов, чтобы наши посетители могли во всех деталях рассмотреть красоты подводного мира. Постепенно уменьшаем количество «запотевающих» аквариумов, устанавливая дополнительные теплоизолирующие стеклопакеты.
— В экспозициях Приморского океанариума — более 500 видов животных. А какие являются самыми редкими, которых больше нельзя увидеть нигде или почти нигде?
— Как ни странно прозвучит, но один из таких видов — это минтай. Насколько нам известно, ни в одном океанариуме мира, кроме нашего, его не могут показать: его сложно поймать живым и адаптировать к искусственным условиям — а мы это умеем. Очень трудно работать с банальной вроде бы, но такой красивой сельдью. В России ни у кого, кроме нас, пока это не получилось, хотя попытки такие предпринимаются. Эти и другие океанариумные редкости вы можете увидеть в нашей экспозиции, посвящённой дальневосточным морям.
— Расскажите немного о людях, на которых держится такое большое и сложное хозяйство. Может быть, у нас уже и семейные династии создаются?
— Да, это действительно так. У нас работает порядка 120 сотрудников, непосредственно занятых содержанием аквариумных гидробионтов. Все они как профессионалы «выросли» именно в Приморском океанариуме. Нигде не готовят специалистов такого профиля. Есть база специального (биологического, в основном, или общего) образования, а остальное нарабатывается с помощью старших коллег и личным опытом. У нас есть костяк специалистов, многие из которых работают с самого основания научно-образовательного комплекса. Это люди, которые стремятся расширить свои знания: читают специальную литературу, перенимают опыт у российских и зарубежных коллег, выезжают на стажировки, курсы и семинары, а также различные профильные конференции. Иногда мы приглашаем коллег из других городов рассказать нам о своих достижениях и опыте. То есть, как и в любом сложном и живом деле, настоящий специалист обязательно должен постоянно развиваться профессионально.
— Андрей Валерьевич, вы известный в российских и международных кругах специалист по экспозиционной аквариумистике. Побывали во многих публичных аквариумах и океанариумах мира. Что всё-таки отличает Приморский океанариум от всех остальных?
— Мы в числе лучших океанариумов мира – это безусловно. Также полагаю, что мы одни из первых в области просвещения. Наш научно-адаптационный корпус, в котором мы адаптируем, карантинируем и лечим гидробионтов, а также обеспечиваем проведение научных исследований, — один из крупнейших в мире объектов подобного назначения (думаю, что пальцев одной руки вполне хватит, чтобы пересчитать аналоги равного или большего масштаба). Когда я рассказываю зарубежным коллегам о наших площадях и объёмах, они всегда бывают очень впечатлены и удивлены.
Конечно, как и везде, здесь есть свои сложности — наша работа очень непроста. Но, каждый раз проходя по океанариуму, я ловлю себя на мысли, что тружусь не просто в научно-образовательном комплексе мирового уровня, а в одном из самых классных мест на Земле.
Справочно:
Экспозиционные и вспомогательные танки Приморского океанариума содержат около 25 млн литров морской и пресной воды. Общая площадь здания главного корпуса Приморского океанариума — 34 539 м2. Суммарный объём танков аквариального комплекса —10 млн литров — крупнейший в стране. В составе комплекса — 146 аквариумов, террариумов и других объектов, предназначенных для экспонирования живых организмов. Кроме того, в Приморском океанариуме содержится более 4200 экземпляров наземных растений в крупнейшей среди российских океанариумов экспозиции, посвящённой тропическому дождевому лесу.