Территория Приморского океанариума давно стала одним из излюбленных мест отдыха горожан и приезжих. Шесть дней в неделю люди неторопливо прогуливаются по извилистым дорожкам, отдыхают на скамейках у воды, любуются рыбами в пруду и цветущими растениями. Не последнюю роль в этом играет своеобразие окружающего пространства: здесь природные элементы гармонично сочетаются с функциональными и декоративными. Что это — благоустройство или ландшафтный дизайн? Разобраться в этом вопросе помогла главный специалист отдела содержания и озеленения территории Екатерина Ермолаева.
— Екатерина, расскажите, пожалуйста, «ландшафтный дизайн», «ландшафтная архитектура» — это модные синонимы слова «благоустройство», или между этими понятиями есть разница?
— Безусловно, у этих понятий есть объединяющее начало. Они оба подразумевают действия по созданию благоприятной среды для жизнедеятельности человека. Различие же между ними состоит в потребности, которую закрывает тот или иной комплекс мероприятий. Когда мы говорим о благоустройстве, то основная потребность, которая им закрывается — это утилитарность, функциональность. Это означает максимальное удобство. Когда мы идём по комфортной дорожке из понятного нам материала по грамотно зонированному пространству из точки А в точку Б, здесь озеленение максимально функционально: ветрозащитные ширмы или группы деревьев, снижающие ветровую нагрузку. Здесь мы меньше думаем об эстетике: на первый план выходит удобство. В ландшафтной же архитектуре, или ландшафтном дизайне, так как это область искусства, мы прежде всего говорим об эстетике, и основная потребность, которая закрывается — эстетическая. Когда мы идём из той же точки А в ту же точку Б, мы задаём себе вопрос: «А что мы видим при этом?» «Что мы ощущаем, когда сидим на скамейке, а рядом цветёт яблоня, и мы чувствуем её аромат?» То есть это про максимальный комфорт и эстетику.
— Давайте вернёмся к ландшафтному парку Приморского океанариума. Всем известны классические образцы ландшафтной архитектуры: Версаль с его строгими геометрическими формами, японские сады-парки с их пагодами и мостиками. Можно вспомнить фонтаны Петергофа и элегантную небрежность английских садов. Есть свой особый колорит и у парка научно-образовательного комплекса. В чём же состоит его уникальность?
— Я с вами соглашусь в том, что территория Приморского океанариума уникальна с точки зрения ландшафтного дизайна. Это действительно архитектурно-ландшафтный парк, и он прекрасен. Всё, что здесь есть, —это про эстетику, начиная от архитектуры строений и заканчивая растительными композициями. Обратите внимание на дорожки. Это не просто прямые дорожки с понятным функциональным покрытием. У них есть орнамент, который подчёркивает архитектуру зданий. Всё играет в едином ансамбле. Это витиеватые живые изгороди. Это растения стриженых форм, которые дают определённое психоэмоциональное восприятие территории. У нас очень много растений местной флоры. Это позволяет играть оттенками цветов, начиная с весенней зелёной листвы и заканчивая осенним буйством красок. Но все архитектурно-дизайнерские решения подчинены общему замыслу, единому стилю, который подчёркивает морскую тематику.
— Насколько я понимаю, растения подбираются исходя не только из степени их приживаемости и общей формы кроны (габитусу), но и по видовому составу и даже оттенку листвы?
— Да, это верно. И это снова про искусство — уметь совмещать, как на холсте, разные краски, определённые особенности и внешний вид растений. Наша приморская флора настолько богата разнообразием текстур, фактур, оттенков, что это позволяет нам создавать прекрасные пейзажные виды. Например, можно прекрасно сочетать сосну густоцветковую, сосну обыкновенную и пихту цельнолистную. Конечно, они все хвойные, и все зелёные, но оттенки и полутона совершенно различны. Из этого и создаётся глубина восприятия композиции. Или мы можем взять кизильник блестящий с его глянцевой плотной тёмно-зелёной листвой и пузыреплодник калинолистный с более яркими листьями сложной формы — и вот уже создаётся группа, основанная на разнице фактур. Казалось бы, это просто кустарники и хвойные деревья, но наше разнообразие посадочного материала позволяет создавать абсолютно разные ансамбли: где-то это строгие композиции, где-то более пейзажные виды.
— Екатерина, а у вас есть свои «любимчики», растения, с которыми вам особенно нравится работать?
— Люблю всё, но есть, конечно, и «самые-самые». Обожаю клён ложнозибольдов, особенно богатый на все оттенки красного. Очень люблю сосну густоцветковую за её шарм, за то, что она позволяет себя «причёсывать» в абсолютно разные образы. Её можно стричь как вздумается: она воспринимает всё это с благодарностью.
— А что вы скажете о цветущих многолетниках? Ведь яркие пятна в ландшафте тоже важны, ведь они дарят незабываемые эмоции.
— Да, яркие цветы как завершающие мазки на холсте. Они акцентируют внимание, дают определённое настроение. Очень люблю дербенник иволистный, флокс шиловидный, потому что они всегда обеспечивают «вау-эффект».
Работы в ландшафтном парке научно-образовательного комплекса продолжаются с ранней весны до поздней осени: они требуют долгосрочного планирования и глубокой проработки. Здесь необходимо знание агротехники, ботаники, особенностей создания композиций и других дисциплин. После беседы с Екатериной Ермолаевой становится совершенно ясно, что сотрудники отдела содержания и озеленения занимаются не просто благоустройством — они творят искусство.