С наступлением весны активизировались работы в ландшафтном парке научно-образовательного комплекса. Идут посадки и подкормки, продолжается обрезка и обработка зелёных насаждений. Некоторыми профессиональными секретами с нами поделилась главный специалист отдела содержания и озеленения территории Екатерина Ермолаева.
— Екатерина, на территории Приморского океанариума в разное время года стригут кустарники и деревья. Получается, что это разные типы обрезки. Расскажите, какие виды «стрижек» существуют у растений?
— Существует три основных вида обрезки: санитарная, формирующая и омолаживающая.
— В чем состоит разница между ними?
— Санитарная обрезка нужна для поддержания здоровья растений. Мы убираем дупла, сухие и больные ветви. Формирующая обрезка больше имеет отношение к красоте – когда нам нужно выявить или поддержать форму растения, например, живую изгородь из кизильника. Сам по себе кизильник – это кустарник, который растёт вширь, а нам из него необходимо сделать прямоугольник, который будет подчёркивать архитектурные и планировочные решения. В частности, он должен выглядеть как препятствие, как бы «говорить» своим внешним видом: «Дальше прохода нет». Омолаживающая обрезка нужна для взрослых растений, которые подвергаются возрастным изменениям. Я хотела бы выделить ещё один аспект необходимости санитарной обрезки. На нашей территории очень сильные ветра и сложный климат. Многие растения, такие как сосны густоцветковые, накренились и приобрели форму флага. У них поверхностная корневая система, достаточно объёмная крона и огромная парусность. Со временем хвоя нарастает, становится противовесом и ещё больше усиливает крен. В этом случае санитарная обрезка нужна для снижения ветровой нагрузки: мы удаляем часть ветвей, чтобы сделать сосны более устойчивыми. Конечно, со временем они будут своими макушками тянуться вверх, а центральные стволы приобретут плавную кривую форму, которую принято называть «сбежистость», но растения будут статичны.
— Слово «санитарная» имеет медицинский подтекст. Сопряжён ли этот вид обрезки с применением каких-то препаратов для укрепления здоровья растений?
— Безусловно, когда мы говорим о санитарной либо омолаживающей обрезке, мы имеем в виду здоровье растений. Когда мы срезаем большие стволы или ветви или делаем кронирование, мы обязательно обеззараживаем срез. Но это не относится к хвойным растениям, так как они сами вырабатывают смолу, запечатывающую раны. Если же мы говорим о санитарной обрезке кустарников, то мы всегда обрабатываем их препаратами, снимающими стресс, вызванный данной процедурой. Для этой цели отлично подходит, например, «Циркон».
— В какое время вы проводите санитарную обрезку?
— Санитарная обрезка проводится с февраля по май либо глубокой осенью, когда растение находится в спокойном состоянии, и сокодвижение прекращается. Мы не делаем обрезку в сильный мороз, так как это травмирует ветви — могут образовываться микротрещины. Самое благоприятное время для санитарной обрезки — февраль-май до распускания почек.
— Теперь давайте поговорим о красоте, то есть об обрезке формирующей. Привязана ли она к каким-то определенным сезонам?
— Что касается сроков формирующей обрезки, то они не так важны, как при санитарной. Почему? Да потому, что, делая формирующую обрезку, мы чертим геометрию кустарника, его образ. Что мы для этого делаем? Убираем излишний прирост, чтобы куст был более плотным. Если же нам нужен цветущий кустарник, тогда мы обрезаем его после цветения, так как многие кустарники цветут на побегах прошлого года.
— Екатерина, давайте ещё немного поговорим о геометрии. Часто можно увидеть топиарные фигуры — прихотливо выстриженные деревья, в том числе и строгих геометрических форм. Увидим ли мы нечто подобное на территории Приморского океанариума?
— Нечто подобное уже существует— это живые изгороди из кизильника. Другие же виды топиариев не совсем подходят к стилю нашей архитектуры, присутствуют лишь некоторые их элементы. Топиарий— это та же художественная стрижка. Мы берём природную форму растений (габитус), его усиливаем и подчёркиваем. Например, в прогулочной зоне растут прекрасные ивы с ниспадающими ветвями, но так как они подвержены сильной ветровой нагрузке, часть ветвей иссыхает. Мы их удаляем и подтягиваем крону путём стрижки, чтобы в наших условиях сохранить желаемый силуэт. Поэтому топиарии у нас есть, но так много, как в версальских садах, их никогда не будет.
— Следовательно, нужно исходить из общей концепции?
- Да, архитектура всегда первична. Если мы говорим про благоустройство общественной территории, то растения здесь нужны просто как дополнение, подчеркивающее стиль Приморского океанариума.
— Давайте продолжим разговор о соснах густоцветковых. Здесь они часто напоминают японские гравюры – изломанные линии, угловатый контур. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Действительно, я нередко встречаю гостей-японцев, которые, проходя по территории, останавливаются возле таких сосен и любуются ими. Это неудивительно, ведь у них очень развита культура формирования ниваки. В некотором роде это схоже с искусством бонсай, но «бонсай» — это дерево в небольшом плоском кашпо, а «ниваки» выращивается в открытом грунте. Поэтому силуэты наших сосен, которые уже накренились и приобрели сбежистость в силу природных и климатических условий, мы формируем и подчёркиваем. Это как раз тот редкий случай, когда совмещаются красота и польза.
-