img
27.01.2026

Мария Попова, главный ихтиопатолог Приморского океанариума: «Работаю по велению души»

img

В год своего 10-летия Приморский океанариум начинает серию публикаций о людях, внесших большой вклад в его деятельность.  Одна из них — главный ихтиопатолог Мария Попова. 

Отдел ихтиопатологии  Приморского океанариума в тесном сотрудничестве с другими специалистами стоит на страже здоровья подводных обитателей. О своём пути в профессию и о работе «рыбьего Айболита» научно-образовательного комплекса рассказала Мария Юрьевна Попова, главный ихтиопатолог Приморского океанариума.

М.Ю.В биологию я пошла по велению души. В гимназии я училась в биолого-химическом классе, а когда думала, куда поступать после школы, выбирала между биофаком и медицинским. В итоге я поступила на биофак тогда еще ДВГУ и стала специализироваться на ихтиопатологии – болезнях рыб. Можно сказать, объединила свои интересы, медицину и биологию.

Время окончания вуза выпало на непростые 90-е годы, когда наука была в упадке, выпускнице пришлось отказаться от аспирантуры и начать работу не по специальности. Возможность вернуться к любимому делу представилась в 2003 году с переходом в Приморрыбвод. Работая главным ихтиопатологом этой организации Мария Юрьевна курировала Барабашевский и Рязановский рыбзаводы. За эти годы был накоплен огромный практический опыт как в производственной деятельности, так и в администрировании и организации процессов. Возможно, судьба специально готовила её к тому, чтобы оказаться в океанариуме.

М.Ю. Предложение перейти в океанариум поступило мне в конце 2015 года от Дмитрия Леонидовича Питрука, занимавшего тогда должность заместителя директора по научным вопросам.

На тот момент в океанариуме еще не существовало отдела ихиопатологии, мне предстояло его организовать и возглавить всю работу. После некоторых раздумий я согласилась: работа на лососёвых рыбзаводах достаточно однообразна – всё время один и тот же объект,  стандартные процедуры. Мне хотелось узнавать новое, хотелось расти над собой. Понимая, какое серьёзное дело меня ждет, я взялась за самообразование, изучала всю доступную литературу. 16 марта 2016 года, с началом массовых поставок животных, я вышла на работу в Приморский океанариум.

С первых дней работы Марии было необходимо совмещать организацию процесса, разработку методик, рабочих протоколов и ведение отчётности  по лечебно-профилактическим мероприятиям. Все время, пока шли первые массовые поставки животных, специалисту приходилось буквально  ночевать в океанариуме. Знания и опыт, помноженные на личные качества, сделали своё дело – работа была налажена, а все поступившие животные приняты, отправлены на карантин и обеспечены необходимым уходом.

М.Ю. Самое интересное в работе Океанариума – разнообразие. Разные виды рыб, для них нужны разные условия, у них разные проблемы со здоровьем, специфичные заболевания. Всё время приходится следить за новостями науки, узнавать что-то новое, внедрять эффективные методы диагностики. Когда шли первичные поставки, все приходилось делать очень быстро, оперативно находить информацию и принимать решения. Но мы справились, мы шагнули сразу «в глубокую воду» и успешно поплыли. Огромным подспорьем было профобучение и обмен опытом с коллегами из Петербурга, организованные нашим океанариумом.

Времена обустройства и первых поставок животных давно миновали. Сегодня океанариум живёт размеренной, налаженной жизнью, которая невозможна без постоянной работы ихиопатологов и других специалистов. И в этой работе огромную роль играет организация процессов и взаимодействие с коллегами.

М.Ю. Когда к нам приходят новые животные, они сразу попадают на карантин. Мы проводим ежедневные осмотры два, иногда три раза в день: берем соскобы с поверхности тела, делаем смывы с жабр, проводим анализы. По их результатам назначаем процедуры, даём рыбам витамины и необходимые препараты, например, для избавления от паразитов. А когда заканчивается карантин, гидробионты переезжают в экспозиционные аквариумы, либо остаются в адаптационном корпусе для разведения или резерва. Но  они не остаются без нашего внимания: для них  мы проводим профилактические мероприятия, такие как витаминизация, иммунопрофилактика.

Для успешной работы с рыбами необходимо отладить все процедуры, выстроить взаимодействие с коллегами. Главные наши партнёры в рабочем процессе – биологи. Мы их считаем «родителями» наших подопечных. В тандеме мы работаем также с гидрохимиками и микробиологами. Здоровье рыб напрямую зависят от состояния воды, а одну из главных угроз для них несут бактериальные инфекции.

 С переездом животных в экспозицию из научно-адаптационного корпуса, они также находятся под неусыпным контролем ихтиопатологов.   Ежедневные осмотры и постоянный контакт с биологами позволяют следить за здоровьем обитателей океанариума  и своевременно принимать необходимые меры.

М.Ю. Всё это было бы невозможно без нашего коллектива. Мы ведём целенаправленную кадровую политику, берём студентов на практику, растим кадры.  Специалисты отдела ихтиопатологии обладают высокой квалификацией, они в состоянии взять на себя определенную часть административной и хозяйственной работы, у нас отлажены все необходимые действия. Это даёт мне возможность посвящать изрядную часть своего времени животным, и не зацикливаться на бумажной работе.

В следующих публикациях мы продолжим рассказ о тех, чья невидимая широкой публике работа позволяет рыбам и другим животным быть здоровыми и чувствовать себя хорошо, а посетителям – комфортно любоваться красотами и чудесами подводного мира.