Вернёмся к героям месяца — байкальским нерпам, любимицам публики и «звёздам» Приморского океанариума. Сегодня раскроем несколько интересных подробностей касательно биологии этих единственных в мире пресноводных тюленей. Прежде всего, они действительно единственные. Образующие единую ветвь эволюции кольчатая, ладожская, каспийская и байкальская нерпы сотни тысяч (или, по некоторым данным, даже миллионы лет назад) расселились по разным местам. Кольчатая нерпа осталась в Северном Ледовитом океане, остальные выбрали водоёмы соответственно своим названиям. Самая смелая путешественница добралась до Байкала.
У байкальской нерпы есть принципиальное отличие от своих дальних родственниц: она проводит всю свою жизнь исключительно в пресной воде. Однако, как и у арктических тюленей, у неё есть пятна на шкуре — именно они подтверждают их генетическую связь.
Обычно эти пятна невозможно разглядеть, мех выглядит однотонным. Однако тренеры Приморского океанариума рассказывают, что они становятся заметны во время линьки нерп, особенно на их животах.

Узнать байкальскую нерпу среди других тюленей можно по огромным «инопланетным» глазам и пышным «усам» — вибриссам (у каждой особи их насчитывается до 120). Такой необычной внешности есть своё объяснение: около 5 месяцев в году Байкал покрыт прозрачным льдом, но если выпадает снег, в воде становится темно, и в этом случае сориентироваться помогут только такие во всех смыслах выдающиеся органы чувств. Глаза байкальской нерпы больше приспособлены для водной среды, если же животное долго находится на суше (например, во время линьки), они начинают слезиться.
Примечательна байкальская нерпа и необычной формой зубов. Если заглянуть ей в рот, можно увидеть искривлённые «сталактиты и сталагмиты», складывающиеся в причудливый пазл. Подобная особенность строения свойственна и другим настоящим тюленям, таким как кольчатая нерпа, ларга, тюлень-крабоед и гренландский тюлень, в чьём рационе присутствуют ракообразные. Зубы с зазубринами помогают им эффективно сцеживать лишнюю воду, при этом не теряя крупную добычу. Несмотря на то, что основу рациона байкальской нерпы составляет рыба, в природе она с удовольствием охотится на небольших рачков-амфипод. Наблюдения биологов показали, что ракообразные не всегда попадают к ней в рот вместе с рыбой: часто она ловит их целенаправленно, даже по одному.
Среди тюленей байкальская нерпа выделяется долголетием и может дожить до 60 лет. Для сравнения: срок жизни её родственниц, кольчатых нерп, составляет 50 лет, а ларг — 35-40. Интересно, что возраст «хранительницы Байкала» легко можно определить во время линьки. В этот период на когтях животного можно рассмотреть своеобразные «годовые кольца».

Неразлучная троица байкальских нерп Приморского океанариума в полной мере демонстрирует все особенности своего вида. Посетители научно-образовательного комплекса часто задают специалистам вопрос, как отличить животных друг от друга.
— У каждой нерпочки свой характер, — сообщила тренер Ольга Погорелова. — Но если говорить о заметных внешних отличиях, то у Альфа на носу складочки, как у шарпея. Бусинка же вся гладенькая, и у неё невероятной красоты вибриссы — самые длинные и пышные. Тучка — самая крупная из трёх, у неё более короткая мордашка и «взрослый» осознанный взгляд.
Приглашаем всех гостей Приморского океанариума в экспозицию «Реки и озёра» получить заряд позитива, наблюдая за байкальскими нерпами — символом января.
Больше о байкальских нерпах можно узнать из других публикаций на нашем сайте, а также в Telegram и Мах.
